Прийма Алексей - Мир наизнанку.

Двери в Запредельное?

"В этом мире, открытом для необычного, - пишет французский исследователь Л. Повель, - человек на каждом шагу наталкивается на вопросительные знаки, такие же огромные, какими были допотопные животные и растения. Они ему не по росту... Мы живем в момент, когда размах и сложность открывшейся действительности с необходимостью должны истребовать от ума такой позиции, которая кардинально отличалась бы от вчерашней. Вторжению внешнего фантастического должно соответствовать и исследование внутреннего фантастического. Существует ли внутреннее фантастическое?"

Рассказанные выше истории показывают с неопровержимой однозначной отчетливостью: да, внутреннее фантастическое существует. Великое множество контактов с миром Неведомого, с представителями таинственных соседних реальностей осуществляется с помощью ключа, которым владеет наше "внутреннее фантастическое", или, говоря языком науки, наше подсознание. Оно предоставляет человеку свободу становиться другим, переходить в высшее состояние ума и сознания и даже, может быть, проникать в соседние реальности.

Три истории, которые будут сейчас пересказаны со слов трех женщин, повествуют о путешествиях человеческого сознания именно-таки по головокружительным просторам "внутреннего фантастического", а даже, может быть, и за его пределами. Для всех трех, женщин их переживания в ходе тех путешествий носили на удивление реалистичный характер.

Если это были просто-напросто некие странные парадоксальные сны, то тогда почему после возвращений из своих "внутренних фантастических" вояжей неведомо куда все три женщины, как сговорившись, внезапно выздоровели от различных тяжелых заболеваний?

Конечно, обескураживает мысль, что мы, люди, обладаем, может быть, способностью изредка наведываться в некие отличные от нашего миры. Более того, оказавшись там, мы даже способны соучаствовать в каких-то процессах, протекающих за пределами привычной нам реальности и даже отчасти понимать происходящее. Но три письма, которые я привожу, толкуют как раз-таки об этом.

Елизавета Громова из Казани попала в больницу с диагнозом "язва желудка". Болезнь оказалась слишком запущенной. По мнению врачей, тут без операции невозможно было обойтись. За несколько дней до операции Громовой приснился яркий, очень отчетливый сон.

"Снится мне, - сообщает она, - что иду я по знакомой улице, где жила в детстве. И вдруг примечаю в стене дома маленькую зеленую дверцу, которой там никогда не было. Я открыла дверцу и обнаружила, что она ведет в красивый садик с мраморным фонтаном. И тут сон вдруг оборвался... Но главное не в этом! Проснулась я с ощущением, что выздоровела. И точно, исследования показали, что рана внезапно зарубцевалась. С тех пор она не беспокоила меня ни разу!"

Москвичка Тамара Л. - по профессии программист. Она страдала тяжелым заболеванием глаз. Начал атрофироваться глазной нерв. Дело шло к полной слепоте. Врачи ничем не могли помочь ей.

Вот ее рассказ:

"Сейчас уже не помню, как точно называлась та книга. Она попала мне в руки совершенно случайно. Мы с мамой возвращались из Ярославля. Молодой мужчина, сидевший в электричке рядом со мной, лениво перелистывал томик в красной обложке. Потом попутчик задремал, и книжка выпала из его рук на пол. Я подняла ее и зачем-то открыла.

Наверное, - продолжает свой рассказ Тамара Л., - мой ангел-хранитель подтолкнул меня сделать это. Ведь мне при моем зрении категорически запрещено было читать в тряском транспорте при плохом освещении. Но я открыла книгу и сразу натолкнулась на главу о том, как шаманы путешествуют в "Подземное царство" в поисках исцеления. Почему-то мне сразу поверилось, что подобное путешествие и есть мой единственный шанс...

Дома я стала тщательно готовиться к путешествию. Автор книги рекомендовал записать на магнитофон десять минут четкого барабанного ритма, который должен сопровождать по дороге "туда", потом четыре резких удара - сигнал к возвращению, потом две минуты ускоренного ритма для дороги обратно и еще четыре удара - сигнал к окончанию путешествия.

С помощью двух карандашей и пустой банки из-под кофе я записала требуемый аккомпанемент. Потом дождалась, когда дома никого не было, задернула шторы, надела наушники и легла на диван.

Автор книги рекомендовал несколько минут полежать спокойно, мысленно представляя себе какое-нибудь отверстие - нору в земле, или дупло в дереве, или пещеру... А потом, включив запись с ритмическими ударами, начинать мысленное путешествие. Я так и сделала. Нора, куда я попала, круто уходила в глубину. Она была узкойз и тесной. Ощущения были настолько реальны, что порой меня охватывал страх - не дай Бог, застряну! Тогда я напоминала себе, что это лишь мысленное путешествие.

Постепенно туннель стал более пологим и широким. Я бодро шагала в такт барабанному бою. Почему-то вспомнилась "Алиса в стране чудес", как она нырнула в кроличью нору и что из этого потом получилось. Неужели Льюис Кэрролл тоже знал о магических приемах древних шаманов?

Внезапно туннель закончился. Я оказалась в огромной пещере. Она была залита ярким солнечным светом. На зеленом лугу паслись коровы. На берегу небольшого голубого озера стоял древний замок. Это была прекрасная картинка...

От замка навстречу мне шел человек. Он приветствовал меня взмахом руки. Затем сказал:

- Мы давно уже ждем тебя...

Потом мы долго сидели на берегу ручья и беседовали. Я жаловалась ему на свою жизнь и свои болячки. А он обещал, что теперь, когда я догадалась прийти к нему, все будет хорошо. Потом он велел мне промыть глаза водой из ручья. Я так и сделала. Тут раздались четыре громких удара.

- Тебе пора возвращаться, - сказал он мне. Обратный путь пролетел как одно мгновение. Открыла глаза - лежу в комнате на диване. И ведь понимаю, что не спала, но так ярко помнится красивый луг в пещере, замок, мой добрый собеседник... Что это?

Однако самое главное выяснилось во время очередного визита к врачу. Мое зрение стало стремительно улучшаться.

С тех пор я всем знакомым и незнакомым рекомендую этот метод". А вот сообщение Л. Болыпедворской из Иркутска:

"То, о чем хочу рассказать, произошло в 1999 году. Я серьезно заболела и долгое время не могла вставать с постели. Однажды, оставшись совсем одна, взмолилась:

- Господи! Да когда же все это кончится?!

Ни на что, конечно, я не рассчитывала. Однако... Буквально сразу перед моими закрытыми глазами темнота стала расступаться, поплыла рваными тучами, и между ними я увидела светло-сиреневый свет. А в голове прозвучал голос:

- Иди за мной.

Так же мысленно я ответила:

- Как же я пойду, если у меня нет сил?

Дунул легкий ветерок, и я как будто полетела и очутилась перед огромной насыпью, на которой стояло здание с куполами и полукруглыми арками. Вокруг него шел широкий ров, из которого поднимался частокол из огромных свечей. Свечи медленно двигались по кругу.

Тут я снова услышала тот же голос:

- Смотри, сколько жизни в Тебе осталось.

Я смотрела на двигающиеся свечи и увидела среди них две, проплывавшие мимо меня, - они еле-еле теплились.

Тут новый порыв легкого ветерка перенес меня через ров со свечами в комнату внутри здания, очень светлую и красиво расписанную по стенам голубым рисунком. Комната была с огромными окнами, между которыми висело зеркало, отражавшее текущую воду. Я обернулась, ища глазами, где же тут вода, и посмотрела на пол. Посередине комнаты было небольшое озерко. По его другую сторону, повернувшись ко мне спиной, стоял высокий седовласый человек, одетый в белую ризу, расшитую золотым узором.

Я мысленно спросила его:

- Кто ты?

На что получила ответ:

- Тебе рано еще знать меня. Оденься...

И тотчас меня плотно окутала ткань, точно такая же, из которой была сшита его риза. Опять - порыв ветерка, и незримые руки осторожно меня положили на поверхность озерка. Кто-то невидимый стал катать меня по воде. При этом я не погружалась в нее и не ощущала влаги, но откуда-то знала, что вся она впитывается в ткань, которой было обмотано мое тело.

После этого я очутилась где-то под землей, в узком туннеле, в стенах которого были сделаны застекленные ниши. От этих ниш исходило сияние. Под потолком горели там свечи, а между ними висели беломраморные мощи.

Я шла за человеком в расписной ризе, и на меня сверху сыпалась белая пыль от мощей, которую я старалась отряхнуть с себя. Однако голос впереди идущего строго произнес:

- Не отряхивай! В этом - твое исцеление...

Через какое-то время видение пропало. А на следующий день я впервые за долгое время самостоятельно встала на ноги - свершилось чудо! Не знаю, как объяснить свое исцеление. Может быть, Высшие Силы сжалились надо мною? Или же все это лишь привиделось мне, и сам организм провел психотерапию? Не знаю... Но факт в том, что чудо было, и теперь я здорова".

Г. Уэллс в романе "Люди как боги" предполагает, что существует столько же вселенных, миров, сколько страниц в большой книге. Мы с вами обитаем на одной из этих страниц.

Приведенные письма русских женщин наводят на мысль, что каждая из них, возможно, побывала на "одной из соседних" страниц Книги Бытия. Душа, или астральное тело, любой из этих женщин ненадолго покинула пределы своей земной физической оболочки - человеческого тела. Она перепорхнула на "одну из соседних" страниц, где ей и была оказана квалифицированная медицинская помощь, суть которой осталась для женщины тайной.

Самое же здесь важное: из всех трех описанных историй вытекает, что двери, ведущие в Запредельное, можно открывать по собственному желанию. Иногда - чисто случайно, как это произошло с Е. Громовой, увидевшей во сне маленькую зеленую дверцу в стене и из любопытства открывшей ее. А иногда - и преднамеренно, как оно и случилось с Тамарой Л. и Л. Болыпедворской. Нужно лишь очень сильно захотеть, чтобы некие неведомые силы помогли тебе выздороветь! Иной раз бывает, таинственные силы отзываются на ваш преднамеренный призыв о помощи...

Если верить свидетельствам других очевидцев, существуют на Земле некоторые определенные места, на которых приоткрываются как бы сами собой на какое-то время дверки, соединяющие соседние реальности. Возникает нечто вроде более или менее устойчиво функционирующего канала связи.

Пятьсот лет назад Новгородский епископ Василий направил Тверскому епископу Федору весьма любопытное по содержанию послание. Поскольку речь здесь идет о переписке между двумя ответственными и очень важными для своего времени людьми, не стоит даже обсуждать возможность того, что один священник просто разыграл ради шутки другого. Надо думать, епископ Василий и его коллеги со всей возможной для них тщательностью расследовали обстоятельства одного странного дела, опрашивали его участников, прежде чем Василий сообщил о происшедшем своему другу и соратнику по богослужению епископу Феодору в Тверь.

Это история о том, как русские мореплаватели отыскали в северных морях то, что в послании епископа Василия именовалось "входом в рай".

Два деревянных суденышка, терпящих бедствие, принесло после долгих скитаний по водной глади к высоким горам. Озадаченные моряки увидели над горами многоцветную чудесную картину, "будто нечеловеческими руками писанную". И хотя солнце было в тот момент скрыто за облаками, чудесная картина источала яркий свет. Видение сопровождалось мощной музыкой и пением, доносившимися оттуда, где оно зависло над горами.

Один из смельчаков решил подняться на гору, дабы разгадать загадку таинственного видения, сопровождавшегося не менее таинственными акустическими феноменами. Он поднялся на гору и приблизился к видению. Затем вдруг радостно взмахнул руками, засмеялся, шагнул вперед и пропал из виду.

Второй храбрец тут же начал подниматься следом за первым на ту же гору. Добравшись до того места, где пропал первый моряк, второй храбрец тоже "с великой радостью" устремился к красочному видению и исчез в нем.

Тогда мореходы послали на гору третьего добровольца, предварительно привязав к его ноге веревку. Вскоре и он тоже скрылся с глаз, смеясь в полный голос и радостно всплескивая руками.

Встревоженные моряки дружно ухватились за веревку, начали тянуть - через некоторое время они вытащили своего посланца из чудесной картины, источавшей яркий свет. Однако вытащили его оттуда мертвым.

После этого капитан одного из двух суденышек, которого звали Мстислав, не стал рисковать. Отдал срочный приказ к отплытию, несмотря на скверную штормовую погоду.

Епископ Василий в своем послании епископу Феодору сообщает в заключение: "Они устремились оттуда прочь: нельзя им было дальше ни смотреть на эту светлость неизреченную, ни слушать веселья и ликования".

"Плохие места"

В послании епископа Василия обрисованный феномен определен как "вход в рай". С тем же успехом его можно было назвать и "входом в ад". Дело-то ведь закончилось смертью для всех трех отважных смельчаков, рискнувших приблизиться ко "входу" и с радостными криками перешагнуть через его сверхъестественный порог!.. Кстати, обратили ли вы внимание на самую многозначительную подробность этой истории?

"Вход" обладал свойством, которое на современном научном языке именуется каналом обратной связи. Он не был проницаем лишь в одном направлении - "туда". Мореходы потянули за веревку, привязанную к ноге третьего из смельчаков, и вытащили смельчака "оттуда". Правда, уже бездыханным. Человеческий организм не перенес перегрузок, возникших на "входе" в соседнюю реальность. Однако удалось извлечь из той реальности тело моряка, пусть и мертвое.

В рассказанной истории ничего не говорится о том, что с этим телом произошли какие-то существенные структурные изменения. А значит, физическое тело покойного смельчака не претерпело по ту сторону "входа" никаких, по крайней мере, внешних изменений.

Рассуждая чисто теоретически, можно представить себе такую ситуацию. Если бы в наши дни удалось запустить в такой вход робота на гусеничном ходу, начиненного наукоемкой аппаратурой, а потом вытащить его оттуда за веревку, привязанную к крюку на его заднем бампере, то... Вот что конкретно стоит за этим "то", я и сам не ведаю. Возможно, удалось бы впервые в мире получить научную информацию о некоторых свойствах и параметрах реальности, обретающейся по другую сторону "входа". А может быть, дело завершилось бы, полным научным фиаско. Робот, вытащенный "оттуда" за веревку, вернулся бы назад "мертвым", как и смельчак мореход пятью сотнями лет ранее. Он вернулся бы "мертвым" в том смысле, что оказался бы с полностью выжженными микросхемами, а также прочей тоже полностью испорченной приборной начинкой, имевшейся на его борту...

"Вход в рай", кратко описанный с чужих слов епископом Василием, - это так называемое типичное "плохое место". В мировом фольклоре "плохими" называются места, где частенько творятся всяческие небывалые страсти-мордасти. Рассказы о "плохих местах" не принадлежат к числу откровенных небылиц. Существуют сообщения сотен, даже тысяч свидетелей, присутствовавших при жутковатых проделках неких загадочных сил, проявлявших себя в строго конкретных местах - в "плохих".

"В таких местах водится нечистая сила..." - заявляли наши современники сибиряки фольклористу В. Зиновьеву, который с их слов записывал, в частности, рассказы о выходках нечистой силы на тех самых местах.

Рассказывает женщина преклонных лет Т. И. Гордеева из поселка Купрос-Вольска Пермской области:

"Я увидела чудо, когда училась в третьем классе в заводском поселке Майкар. Это от нашей деревни в девяти километрах. И у нас в деревне был третий класс, но моя мать - сама учительница - хотела видеть свою дочь образованной, а в той школе уже с третьего класса изучали немецкий язык. Да и отец работал в Майкаре бухгалтером на заводе. Поэтому отдали меня учиться туда.

Жили мы на квартире у татарской семьи - тогда там много татар работало на заводе. Уходили мы с отцом в Майкар на целую неделю. А в субботу возвращались домой. Я дожидалась отца после уроков, и домой мы шли вместе...

Но в тот злополучный день я решила не ждать отца и после уроков пошла домой одна. Погода была хорошая. Чуть-чуть сыпал снежок. Не было холодно. Иду и песенки напеваю.

Прошла километра четыре. Вот и Бусыгинская гора показалась, а на ней - татарское кладбище. Татар не хоронили вместе с христианами. Нехристей и басурманов хоронили отдельно. Крестов не ставили. Если кто не знает, то и не заметит, что это могильник. Но я знала - отец как-то сказал.

Дошла я до кладбища и забоялась. Вспомнила, как люди рассказывали, что ночами на Бусыгинской горе лошади танцуют и татарская гармошка играет. Говорили, это души мертвых татар превращаются там в лошадей.

Испугалась я, но назад не побежала. Перекрестилась и пошла под гору мимо татарского погоста. Иду и шепчу: "Господи, помилуй! Господи, помилуй!" Спустилась с горы и облегченно вздохнула. Пошла по дороге дальше... И надо же мне было оглянуться!

Глянула назад - а за мной бегут шесть или семь жеребят. Я с перепугу в снег забрела, достала из сумки пенал и вокруг себя пеналом круг очертила. Жеребята добежали до меня и начали по кругу бегать. Обежали несколько раз и поскакали назад на Бусыгинскую гору. Ни один жеребенок меня не лягнул, не укусил. А я стояла в центре начерченного мной на снегу круга ни жива ни мертва.

Когда жеребята скрылись за горой, я перекрестилась, вышла на дорогу, вытряхнула из валенок снег и пошла потихоньку домой. Скоро меня нагнала подвода. Мужик с пареньком подвезли меня до самого дома.

Летом 1985 года в маленьком французском городке Серк-ле-Байнс прохудилась канализационная труба между вторым и третьим этажами жилого дома. Моча и фекалии, вытекавшие из лопнувшей трубы, быстро промочили насквозь стену дома.

И случилось чудо! Посмотреть на него съезжались в маленький французский город тысячи туристов.

На большом мокром пятне на стене, испускавшем само собой, специфический запах, проступил лик благообразного молодого мужчины с пышной шевелюрой, обрамлявшей его лицо.

Газетчики, обожающие сенсации, тут же окрестили таинственный лик с некоторой, мягко говоря, бестактностью "лицом Христа, созданным на стене неведомыми силами из..." Ну, сами понимаете из чего.

Мать не поверила моему рассказу. Да и никто не верил. Никаких жеребят там в принципе не могло быть! Говорили, что я все это во сне увидела. Но я же хорошо помню, что не спала тогда. Да и как тут, вблизи могильника, уляжешься спать в сугроб? И пенал потерялся...

Я до сих пор это странное явление не могу понять. Знаю, что чудес на свете не должно быть, но если они случаются, то что же тут делать? Приходится верить в их реальность..."

Урочище Комптон-Хилл расположено на атлантическом побережье США, в нескольких милях от города Норфолка. В 1584 году здесь высадился английский мореплаватель сэр Уолтер Рейли. Среди прочих своих местных дел он посадил в урочище молодой росток дуба, прозванного впоследствии "сатанинским дубом". Как известно, дуб - дерево долговечное. Случается, что оно доживает до семисот и даже до восьмисот лет.

В семнадцатом столетии английские колонисты стали использовать раскидистые и прочные ветви этого дуба в качестве готовой виселицы для непокорных индейцев. А в 1679 году был повешен на одной из его ветвей первый белый человек. Спустя несколько месяцев по британским колониям в Америке началась волна "охоты на ведьм", осужденных за "сношения с дьяволом".

Среди арестованных была некая Генриетта Уокер, которой шел в ту пору двадцать второй год от роду. В ее обвинительном заключении говорилось, что, "красивая и блудливая, она вступила в связь с сатаной и бессчетным сонмом других демонов". Перед казнью девушку жестоко пытали. Во время пыток Генриетта несколько раз впадала в транс, что и было расценено судьями как неоспоримое свидетельство одержимости обвиняемой.

Девушку приговорили к сожжению на костре. Лето в тот год выдалось жарким и сухим, давно не было дождя. Однако, когда Генриетту повели на казнь, небо затянули облака, а с океана подул свежий ветер. Под его порывами разжечь костер удалось с превеликим трудом. Но когда огонь все-таки запылал, с неба хлынул такой ливень, что в считанные секунды залил костер.

Палачи и зрители были напуганы происшедшим. По их мнению, силы ада пытались защитить свою союзницу. Казнь была перенесена на следующий день, но и на другой день повторилось то же самое. Казнь опять перенесли. Третья попытка сжечь Генриетту снова окончилась неудачей! Опять налетел с океана сильный ветер, и хляби небесные разверзлись сильнейшим ливнем.

- Вам никогда не удастся сжечь мое тело! - кричала Генриетта и проклинала осудивших ее на смерть.

Городские власти собрались на экстренный совет. Вот тут они и вспомнили о дубе, растущем в урочище Комптон-Хилл.

Наступил очередной день. Приговоренную к смерти девушку подвели к дубу. Выбрали на нем ветку потолще, перекинули через нее веревку, сделали петлю... Когда палач накинул петлю на горло Генриетты и выбил скамейку у нее из-под ног, толстая ветвь дерева неожиданно переломилась!

Исполненные мрачной решимости покончить с ведьмой, палачи выбрали новый толстый сук. И снова их ожидала неудача. На сей раз лопнула веревка!

Лишь с третьей попытки им удалось отправить на тот свет Генриетту. Но "ведьма" оказалась необыкновенно живучей. Повешенная, она жила еще в течение примерно десяти минут, а из ее перетянутого петлей горла вырывались хриплые проклятия...

В городском историческим архиве Норфлока хранятся документы, свидетельствующие, что все двенадцать присяжных, приговоривших Генриетту к смертной казни, погибли в течение ближайших последующих лет либо от насильственной смерти, либо в результате необъяснимых происшествий. Ведьма прокляла и их перворожденных сыновей. Никто из них не умер от старости и в своей постели. Все погибли в молодом возрасте и при ужасных обстоятельствах...

В начале прошлого века городские власти Норфолка решили срубить дуб, а его корни выкорчевать.

Когда бригада пильщиков приступила к работе, с дерева неожиданно сорвался толстый сук и насмерть придавил двух рабочих. Происшедшее так перепугало местных жителей, что уже никто не рисковал продолжать работы на этом "плохом месте". Тогда мэр Норфолка пригласил рабочих из соседнего городка Портсмута. В пути кони, везшие повозку с пильщиками, внезапно понесли. Повозка опрокинулась. Возница погиб, сломал себе шею, а остальные отделались ссадинами и ушибами.

После этого никто не покушался спилить "сатанинский дуб", который, между прочим, жив по сей день - стоит на своем "плохом месте" в урочище Комптон-Хилл...

Фольклорист А. Иванов опубликовал в самом начале двадцатого века в одном этнографическом сборнике статью о верованиях крестьян Орловской губернии. Более половины его очень обширной статьи было посвящено пересказу сообщений очевидцев странных явлений, постоянно наблюдавшихся в строго определенном "плохом месте". Таких очевидцев оказалось настолько много, что трудно было не поверить в достоверность их сообщений. Тем более, что сообщения сплошь и рядом походили друг на друга вплоть до мельчайших подробностей.

В одном из них, вполне среди прочих типичном, говорится следующее:

"Есть у нас в поле недалеко от большой дороги так называемый "Веселый верх". Дурная слава ходит про него. Не дай Бог сбиться ночью с дороги. Сбился - прямо вваливаешься в этот "верх", и если не разобьешься насовсем, то все-таки помнешь бока и у себя, и у своей лошади. Заблудившиеся путники едут будто на огонек, который светится по ночам в "Веселом верху". Едут и вдруг сваливаются вниз с порядочной кручи, откуда уже не могут вылезти до утра. Если же кто блудит и узнает издали по огоньку "Веселый верх", то, сотворивши молитву, какую кто знает, проезжает мимо этого "верха" без особых приключений. И удивительно - как только начинаешь читать молитву, огонек тотчас исчезает".

А. Иванов лично беседовал с людьми, которые видывали среди ночи загадочный огонек на "Веселом верхе" и затем внезапно падали вместе со своими лошадьми с высокой кручи вниз.

Такой огонек можно определить как "заманивающее видение", возникающее на "плохом месте" и колдовски влекущее путника к себе...

Наш знаменитый соотечественник В. Даль, живший в прошлом веке, пишет: "Под словом "видение" разумеем мы такое явление, такой видимый предмет, который предстал нашим глазам необыкновенным сверхъестественным образом... Подразумевается, что человек видит явившееся не во сне, а наяву, что сверх того видение это не вещественно, неосязаемо для наших рук, хотя и видимо для глаз. Словом, оно занимает какую-то неопределенную середину между плотским и бесплотным миром".

В атаке - силы зла

По словам нашего современника геолога М. А. Уляшева из Воркуты, явилось ему однажды "видение" - прозрачное женское лицо. Причем случилось это, во-первых, в безлюдной тундре за Полярным кругом, а во-вторых, в условиях, когда вокруг М. А. Уляшева начала твориться всяческая устрашающая чертовщина.

"Как-то вечером, - вспоминает геолог, - двое парней из нашей геофизической партии рассказали мне пикантную историю. Они в один голос утверждали, что из окна дощатого домика, где мы в тот момент сидели возле печки и пили чай, видели недавно малиново-красный шар, приплюснутый к земле. Этот шар двигался. Когда они вышли из домика, чтобы рассмотреть удивительный шар получше, тот оторвался от земли и быстро улетел прочь... Разговор происходил в балке - домике на полозьях под номером четыре.

Этот случай с загадочным шаром постепенно забылся, но жить в балке под номером четыре все почему-то отказывались. В нем то и дело якобы происходили разные непонятные каверзные происшествия, и поэтому домик пустовал.

В один прекрасный морозный день в феврале начальник геофизической партии объявил мне, что все переезжают на новое место стоянки за сотни верст, а я должен остаться сторожить технику, которую на новое место доставят позже... Трактора подцепили домики на полозьях, и санный поезд покинул место стоянки. Каково же было мое удивление, когда я с некоторым опозданием обнаружил, что домик номер четыре оставили мне, а все остальные домики переехали на новое место.

Тут у меня волосы на голове зашевелились! Кругом безбрежная тундра, а я обязан сторожить и ухаживать за оставшейся техникой. Все те байки, которые я слышал раньше про домик номер четыре, просто-таки не выходили из моей головы.

Первая ночь прошла спокойно, но в дальнейшем я был буквально атакован неизвестными пришельцами. В домике стоял полный бедлам. Сами собой начали передвигаться тарелки. Полярные совы с непонятными звуками то и дело стучались в двери. Я наточил топор и положил его возле койки на случай внезапного нападения. Ружья не было.

Однажды ночью, когда я уже спал, вдруг раздался громкий взрыв возле противоположной от меня стены домика. Я вскочил и схватился за топор. Зажег свечу, стал осматривать стены. Никаких повреждений от взрыва не обнаружил... Свеча потухла. И тотчас же в окошке засветилось лицо женщины - довольно симпатичное. Видение исчезло моментально, как только я чиркнул спичкой.

Тогда у меня мурашки пробежали по спине. Стало не просто страшно, а жутко. Долго стоял я в оцепенении, не зная, что и делать. Ведь на дворе - глухая ночь, на сотни верст - ни единой души, и я наедине с неизвестными призраками!

Я бодрствовал при свете свечи до утра, боясь выйти из домика, но больше ничего не произошло. Лишь на рассвете вышел из балка и осмотрелся кругом. Никаких следов не обнаружил, да и не мог заметить их, так как немного пуржило и снег засыпал пространство вокруг домика. Все же решил детально изучить то место, где произошел взрыв. И был несказанно удивлен, когда на наружной стороне стены домика на высоте 25-30 сантиметров от снежного покрова обнаружил глубокую вмятину от сильного удара, как будто кто-то хотел проломить стену тяжелой кувалдой - даже доски потрескались!

Две ночи подряд не спал. Лишь днем спал урывками... На третью ночь лег как обычно и уснул. Спал нормально, но утром проснулся от непонятного шума. Потом услышал за перегородкой негромкие, но вполне внятно произнесенные слова: "Фу, он не наш. Бьяха".

Тогда я снова вскочил, обошел весь домик с топором в руках, однако никого не обнаружил... Когда приехали вскоре трактористы за цистернами горюче-смазочных материалов, я тотчас же отпросился на базу и больше никогда не возвращался в этот домик, где поселилась нечистая сила..."

Истории про "нехорошие дома", в которых бесчинствуют невидимые, а иной раз и видимые призраки, известны во всех странах мира. Я привел лишь одну из них в качестве примера. Она показалась мне любопытной тем, что в сравнении со всеми прочими историями про "нехорошие дома" отличается некоторой крохотной нетипичностью. Незваные и, как правило, невидимые выходцы невесть откуда обосновываются обычно в крепких деревенских избах, в городских квартирах, даже в таких крупных капитальных сооружениях, как старинные замки в Англии и Дворцы культуры в современной России... А тут вдруг - крохотный передвижной домишко на полозьях, который, естественно, можно переместить с одного места на другое на сотни километров. Это вам не капитальное сооружение с крепким фундаментом. Кроме того, обретается домишко на полозьях где-то в бескрайней и практически почти безлюдной приполярной тундре.

Тем не менее незваные выходцы невесть откуда обнаруживают его на бескрайних просторах тундры и для своих проделок облюбовывают почему-то именно этот передвижной домик, а не любой другой, стоящий поблизости.

"Плохим местом", на котором начинают буйствовать некие "силы зла", может оказаться не только дом, но и, к примеру, какой-то отрезок дороги. Такое тоже случается, к сожалению, нередко.

В январе 1929 года было открыто новое скоростное шоссе между немецкими городами Временем и Бремерхэвеном. За очень короткое время дорога приобрела репутацию "странной". Она стала местом многочисленных аварий, которые порой никак нельзя было объяснить.

Всего лишь за один год после открытия нового шоссе там разбилось более сотни автомобилей. Все трагедии происходили на одном и том же "плохом месте" - около дорожного знака, на котором было указано: "239-й километр".

Немногие водители, оставшиеся в живых после автокатастроф, рассказывали недоумевающим полицейским, что на подъезде к этому дорожному знаку они вдруг начинали чувствовать, как машиной управляет чья-та неведомая рука. Лишь в один только день - 7 сентября 1930 года - возле злополучного знака перевернулось сразу девять машин! Дорога была абсолютно сухой. Ничем нельзя было объяснить происшедшее на ней в тот тихий погожий день. Поневоле станешь тут суеверным и трижды подумаешь, прежде чем ехать по дороге, где обосновалась незримая нечистая сила.

По настоянию крайне встревоженных водителей, пользовавшихся этой дорогой по чисто житейской нужде, дорожный знак "239-й километр" был убран с обочины шоссе. Затем на "плохое место" пригласили местного священника. Он обрызгал дорогу святой водой... К величайшему изумлению полиции, постоянные автомобильные аварии на данном участке дороги тут же прекратились. Их там как ножом обрезало!

Английский доктор философии экзорцист Д. Оманд выдвинул гипотезу о том, что определенное место на дороге может стать несчастливым из-за того, что на нем сконцентрировалась сила зла. В 1960 году он издал книгу, в которой привел ряд доказательств, объясняющих дорожно-транспортные происшествия такого рода. Согласно его теории, некие демонические силы обладают способностью брать власть над шофером, заставляя его намеренно сворачивать на встречную полосу - прямо под колеса встречному автотранспорту.

Д. Оманд приводит в своей книге среди прочих и такой пример. Женщина рассказала ему о водителе, попавшим в автокатастрофу и умершим у нее на руках. По словам водителя, он внезапно почувствовал совершенно необъяснимое желание повернуть машину навстречу идущему грузовику. Водитель грузовика, который, к его счастью, отделался лишь ушибами, заявил в полиции тоже нечто подобное.

- Кто-то свыше, - сказал он, - приказал мне врезаться в мчащийся навстречу автомобиль.

Д. Оманд заинтересовался такими сообщениями шоферов. Он изучил больше сотни случаев дорожно-транспортных происшествий, посещая городские больницы, беседуя с пострадавшими, а также изучая протоколы полицейских опросов. В своей книге он пишет, что многие водители испытывали чувство, будто неведомые силы принуждают их направить автомобиль навстречу собственной гибели. Все эти случаи Д. Оманд объясняет вселением в людей злых духов.

Точка зрения Д. Оманда неоднократно осмеивалась учеными, однако никто из них так и не смог объяснить, почему в одном месте на дороге происходит больше аварий, а в другом - куда меньше.

Приведу еще один пример "плохого места" на новой, только что проложенной, короткой дороге возле английского города Дэвона. Дорога была открыта для проезда в 1921 году.

Спустя пару дней мистер Хелби, врач из ближайшей тюрьмы, упал на своем мотоцикле на той очень короткой дороге и сломал себе шею. Через пару недель там же небольшой автобус свалился с обочины, и семь его пассажиров погибли. Водитель автобуса оставался в живых.

Вот что он рассказал:

- Я внезапно потерял контроль над управлением, словно рулем завладели невидимые руки!

Спустя еще месяц то же самое чувство испытал на этом отрезке пути водитель мотоцикла, молодой офицер. Он чудом остался жив.

В ответ на расспросы полицейских офицер сообщил:

- Я совершенно отчетливо увидел, как за руль мотоцикла схватилась еще одна пара рук в черных кожаных перчатках. И я почувствовал, что не могу управлять мотоциклом и тот летит на обочину...

Наиболее распространенным проявлением сил зла на территории России многие наши сельские жители считают широко известный феномен, который называется "Завел и сгинул...".

О. К. Курлыгина в письме, посланном мне из Архангельской области, рассказывает:

"Случилось это в январе 1995 года. Около полудня я шла по лесной дороге, возвращалась из поселка, где имелся продуктовый магазин, в свою родную деревушку, где магазина не было. Шла медленно, потому что висел у меня за плечами большой рюкзак, битком набитый продуктами питания.

Вдруг вижу - выходит из леса на дорогу какой-то высокий мужчина в овчинном тулупе и меховой шапке. Слышу, он кричит издали мне: "Пойдем со мной! Пойдем со мной!" На меня тут же что-то вроде затмения нашло. Свернула я, как последняя идиотка, с дороги в лес и поперлась по глубокому снегу следом за этим мужиком в тулупе. Пропотела почти мгновенно. Тяжеленный рюкзак чувствительно давил на спину, а снежный покров в лесу - почти по колени высотой... Мужик в тулупе неторопливо идет, не оглядываясь, и время от времени покрикивает мне: "Пойдем со мной! Пойдем со мной!"

Ну, я и тащусь за ним как на незримой привязи. Чувствую, сердце вот-вот разорвется в груди от усталости. Пот заливает глаза. Не могу дальше идти! Приостановилась на мгновение и с отчаянием говорю вслух: "Господи, да что же это такое творится?" Едва произнесла эти слова, как мужик, топавший впереди меня, расхохотался и сгинул, словно в воздухе растаял... Ну и перепугалась же я!

К себе домой дотащилась лишь к вечеру. И тут же слегла, вся разболевшись".

Сравним рассказ О. К. Курлыгиной с воспоминаниями участников сходных происшествий, записанными фольклористом В. Зиновьевым.

"Мы как-то на покос поехали, два соседа, - так начинается одно из воспоминаний. - Пообедали там, отдохнули. Я потом в лес пошел... И вот что случилось после этого с моим соседом, который остался на поле один.

Подходят к нему два человека.

- Ты зачем пришел сюда? - спрашивают. Он говорит:

- Да вот мы приехали на покос. Но надо нам сперва коры в лесу надрать и сушняка для костра нарубить. А они ему говорят:

- Пойдем с нами. Мы тебе нарубим, все готово будет. Пошли. Он идет впереди, а они - позади него. Вот они-шли, шли, шли. Мой сосед думает: "Что такое? Куда же это они ведут меня?" Он взял да и молитву с перепугу вслух прочитал. А они в ладони захлопали, захохотали, и дым во все стороны от них пошел... Сгинули!.. Сосед бросился со всех ног бежать домой. Прибегает и кричит:

- Ой-е-е, что со мной было!.."

Или - еще одна история:

"Мой свекор ездил в город продавать горшки, но все не продал. Едет оттуда домой. А навстречу ему попадается его кум и говорит:

- Заезжай ко мне.

Он поехал. Приехали. Он коня выпряг. Достал из кармана бутылочку, взболтал ее и говорит:

-Господи, благослови!

Едва сказал это, смотрит - сидит он в яме, снег кругом, ветер кружит, а все горшки побиты и по яме разбросаны. Ну, а "кум" куда-то исчез".

Другая участница отчасти сходного происшествия, деревенская жительница бабушка Павлиха повстречалась с нечистой силой, принявшей на сей раз образ не "кума", а ее родного сына. Это произошло во времена ее молодости - в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке. У Павлихи, было два сына, и оба они, совсем молодые, подростки, воевали в составе красного партизанского отряда против регулярных частей белой армии. Партизанский отряд обитал в землянках в глухой тайге. Павлиха регулярно носила в тайгу еду для своих сыновей. Она встречалась то с одним из них, то с другим в заранее обговоренном месте. Сыновья приходили на свидания с ней за пакетами с едой по очереди. Одного из них звали Зенка.

Как-то раз пришла Павлиха на условленное место, заранее зная, что в этот день должен явиться на встречу с ней Зенка... Стала она кричать, подзывая к себе сына, прячущегося, как обычно в таких случаях бывало, где-то среди деревьев.

Вот ее дальнейший рассказ.

"- Зенка! - кричу. - Зенка!

Он отвечает:

- Я здесь. Иди сюда, мама!

Ну, я и пошла к нему. Иду, иду, а он все дальше, дальше и дальше уводит меня... И вот так я трое суток следом за сыном по тайге блудила. Потом обессилела, порвала всю одежонку на себе.

- Да ты что! - кричу Зенке. - Ты сколько еще меня водить будешь?!

И вдруг вижу - стою на скале! Туда - обрыв, сюда - обрыв. Боюсь пошевелиться! Обессилела совсем. И сидела там. Меня потом на четвертый день партизаны разыскали по следам моих лохмотьев, оставшихся в тайге на кустах.

Нашли и говорят:

- Ты что же здесь, мать, делаешь? Как ты попала сюда? Я давай в ответ материть своего сына: так и так, мол, завел он меня сюда.

А партизаны удивляются:

- Ты что, мать, сдурела? Твой сын из нашего лагеря в последние дни вообще никуда не уходил..."

Двойники людей

В проявлениях феномена "Завел и сгинул..." участвуют в качестве его движущей силы загадочные существа - двойники людей. Порой это бывают фантомы неких незнакомцев. А порой - точные копии людей, хорошо известных жертвам нечистой силы, попавшим под ее колдовские чары.

О. К. Курлыгина повстречалась зимой на лесной дороге с "высоким мужчиной в овчинном тулупе и меховой шапке". Она увидела его впервые в своей жизни. Незнакомец завел ее по глубокому снегу далеко в лесную чащу и там, расхохотавшись, сгинул. Неопознанными остались и двое мужчин, которые тоже завели в непролазную чащу другого человека. Кстати, ему удалось освободиться от колдовских чар точно тем же способом, каким избавилась от них О. К. Курлыгина. Человек вспомнил о Боге и вслух прочитал молитву. Двое незнакомцев тут же "в ладони захлопали, захохотали, и дым во все стороны от них пошел". В следующую секунду они исчезли.

С точной копией, двойником своего кума столкнулся нос к носу на дороге мужик, возвращавшийся из города в родную деревню. Мы хорошо помним о том, что произошло с ним в дальнейшем. Интересно, здесь снова освобождению от колдовских чар помогло обращение к Богу: "Господи, благослови!"

Двойники людей - сложный многоплановый феномен. В сумерках Неведомого творятся престранные вещи, когда из таинственных сумерек начинают вдруг выплывать двойники.

Одни из них, будучи вне всяких сомнений проявлениями загадочных сил зла, манят людей за собой, а затем внезапно исчезают. Манят - зачем? Неизвестно. Можно построить здесь десятки предположений, однако ни одно из них заведомо не будет полновесной научной гипотезой...

Другие же двойники, встречи с которыми тоже нередки, не имеют, как я понимаю, отношения к проделкам сил зла. Я толкую о двойниках умерших людей, то есть о выходцах из могильной тьмы, а также и о двойниках живых людей, изредка наблюдаемых другими людьми в условиях, категорически не имеющих ничего общего с феноменом "Завел и сгинул...".

Исландский этнограф А. Гримбл, долгие годы изучавший у себя на родине местные обычаи и предания, рассказал в одной из своих монографий, как он сам однажды стал участником сногсшибательного происшествия.

Аборигены Гилберта в Исландии верят, что, когда кто-то умер, его душа должна проследовать на песчаную косу в северном конце острова Макин-Минг. Коса известна местным жителям под леденящим кровь названием Ужасное Место. После посещения этого промежуточного пункта душа может затем последовать в рай. Пока душа пребывает на Ужасном Месте, родственники и земляки умершего обязаны совершать некие определенные ритуальные обряды над телом покойного. Тем самым они предотвращают все попытки Стража Ворот, ведущих в рай, удавить душу умершего в своих сетях.

А. Гримбл уговорил местного констебля проводить его до Ужасного Места, дабы осмотреть его. Констебль согласился с крайней неохотой и все время нервничал, сопровождая этнографа в его пути туда, куда он бок о бок с этнографом все же направился. Путешествие было вряд ли приятным для него.

Побывав на Ужасном Месте, мистер Гримбл и констебль тронулись в обратный путь. Вскоре А. Гримбл издали приметил человека, шагавшего по дороге навстречу им.

"Я увидел, - пишет он, - как человек обходил мыс. По мере приближения я мог проследить каждый ярд его пути. Мои глаза неотступно следили за ним, поскольку я собирался остановить его, когда он поравняется со мной, дабы предложить ему выпить. Он шел, сильно хромая... Это был коренастый седой мужчина лет пятидесяти. Вокруг пояса была у него обмотана красная циновка, словно бы для некоей церемонии... Я заметил, что его левую щеку пересекал шрам от челюсти до виска и что его хромота вызвана искривлением левой ноги и лодыжки. Я до сих пор могу отчетливо представить его в своей памяти. Он совершенно не обратил внимания на мой поклон. Даже не повернул на ходу голову в мою сторону, словно я для него не существовал".

А. Гримбл окликнул констебля, который шел чуть впереди, и спросил у него, что это был за человек со столь характерными приметами в его внешнем облике.

У констебля вдруг началась истерика! С дикими воплями он бросился со всех ног вперед по дороге прочь от нашего этнографа - к своему родному поселку. Недоумевающий мистер Гримбл неторопливо последовал за ним. По прибытии в поселок он сразу же разыскал местного судью и рассказал ему о встрече с хромым мужчиной на дороге и о странной реакции констебля на его вопрос, что это был за человек.

Рассказ этнографа произвел на судью впечатление шока.

- Этого хромого мужчину звали На Бирия, - сообщил судья мистеру Гримблу. - Он умер как раз в то время, когда вы видели его на дороге! Его тело лежит сию минуту в соседней хижине.

Первым побуждением А. Гримбла было пойти и посмотреть на покойника, дабы убедиться, действительно ли лежит в хижине тело человека, встреченного им на дороге, ведущей к Ужасному Месту. Однако он вовремя вспомнил, что любое вмешательство в местные обряды может передать душу умершего в руки Стража Ворот рая, и тот удавит душу своими сетями. Вот почему мистер Гримбл решил воздержаться от посещения дома, где уже начали проводить необходимые, соответствующие обстоятельствам обряды.

На другой день этнограф опять повстречался с констеблем, водившим его к Ужасному Месту. В ответ на новые расспросы этнографа констебль, переменившись в лице, резко побледнев, сказал, что лично он не видел на дороге хромого мужчину. И тут же добавил, что по устному описанию хромого, сделанному этнографом, опознал в описанном человеке местного жителя На Бирия, давно тяжело болевшего. Вот он, констебль, и потерял ненадолго контроль над собой, впал в состояние паники. Малоприятным было для него узнать о том, что минутой ранее прошествовала мимо него по дороге душа На Бирия, направлявшаяся, надо так понимать, к Ужасному Месту...

А теперь приведу несколько сообщений о встречах с двойниками живых людей. Первое из них сделано в начале двадцатого века.

"Не забыть мне никогда, как я однажды испугалась, - вспоминает наша соотечественница, крестьянка К. Н. - Шла я с поля домой невдалеке от своего овина. Вижу, мой муж в овине работает - веет ворох. Прихожу домуй, а он сидит за столом и закусывает. Я так и обмерла. Едва опомнилась и говорю:

- Батько, я сейчас видела тебя работающим в овине.

- Ну вот что ты болтаешь, - отвечает с досадой он. - Я дома сижу, как видишь. А пришел давненько. Кого видела, так об этом никому не рассказывай. Наверное, это помогает нашей работе овинник, добрый домовой".

Еще один рассказ из русской крестьянской жизни:

"Дело было в субботу. Я собралась в баню и ушла, а муж остался дома... Когда я ушла, муж заходит в спальню и видит, что стою я у сундука и выбираю белье. Он и слова не сказал мне. Пошел в баню. Приходит и видит, что я моюсь на полке. Он так испугался! Побледнел и побежал домой. И спрашивает у дочки:

- Где матка?

- Да что ты, тятя, ведь мама ушла в баню.

- Как ушла? Когда я вошел в спальню, так она стояла там у сундука и выбирала белье, а прихожу в баню - она там моется!

Конечно, я была тогда в бане, а дома чудила домовиха в моем образе.

Потом за чаем муж подробно все мне рассказал, как меня видел, и прибавил:

- Ведь это не к добру, матка. Ты часто хвораешь - как бы тебе не умереть.

Психический, биологический и биоэнергетический контакт человека с грозными силами сверхчеловеческого уровня далеко не всегда заканчивается для человека благополучно. Иной раз психофизиологический шок от контакта бывает столь сильным, что у человека начинаются корчи.

После окончания "контактных корчей" человек никогда не помнит того, что происходило с ним в момент контакта с "чуждым".

На иллюстрациях: типичные "контактные корчи".

Классический случай "крестообразной каталепсии" у женщины, якобы одержимой бесами.

Но я, слава Богу, и теперь жива. А вот зато он только и пожил полгода после этого - да и помер".

Наша современница. М. Николаева из Петербурга умудрилась вызвать во время спиритического сеанса... своего собственного двойника!

Вот что сообщила она об этом воистину редкостном явлении:

"Все началось с шутки во время спиритического сеанса. Сама я ни во что сверхъестественное тогда не верила, да и мои подруги тоже. Но бес нас дернул субботним вечером попробовать "покрутить блюдечко". Нарисовали на ватмане круг, расчертили алфавит, зажгли свечку... Хотя никто из нас до того ни разу не пробовал вызывать духов, все сразу стало получаться. Вызвали певца и поэта Владимира Высоцкого. Блюдце так и забегало по столу от буквы к букве, но это был сплошной мат и нецензурщина. Мне это надоело, и я в качестве шутки предложила:

- А что, если вызвать дух меня самой?

Подружки согласились. И, странное дело, едва мы произнесли формулу вызова, я ощутила дикую боль в области солнечного сплетения. Но перетерпела, а потом боль ушла, и сразу задвигалось блюдце...

Мой "дух" достаточно пространно отвечал на наши вопросы, обходя "острые углы". Мы требовали конкретики, а блюдечко отделывалось общими фразами. Потом мы прекратили сеанс, и подруги разошлись по домам... Осталась я в своей квартире одна. Тогда все и началось!

Я мыла посуду, когда услышала за спиной легкие шаги. Обернулась, а в темном коридоре, который просматривался с кухни, мелькнул человеческий силуэт. Потом вдруг сам собой зажегся свет в ванной и послышался шум льющейся воды... Я рывком открыла дверь в ванную. Пусто. Кран закрыт, но на стенках раковины виднеются брызги воды. Заглянула в зеркало, поправила прическу. И ужаснулась! Туг до меня дошло, что мое отражение в зеркале - в халате, а я еще не переодевалась после ухода моих подруг. Как была в блузке с короткими рукавами, так в ней и оставалась.

"Или я свихнулась, или там, в зеркале, мой дух, которого мы вызвали", - мелькнула шальная мысль. Стало жутко... Вижу, призрак из зеркала тянет ко мне свои руки. И тут же полетели в меня с полочки перед зеркалом флаконы с духами, стакан с зубной щеткой.

Я рванулась на кухню и, закрыв дверь, привалилась к ней спиной. Чувствую, ручка потихоньку поворачивается. Я мертвой хваткой уцепилась за проворачивающуюся ручку, пытаясь удержать ее. Нажим ослаб. Слышу, в коридоре прошлепали шаги.

Вспомнив, что с нечистой силой раньше боролись с помощью серебра и креста, я выгребла из кухонной тумбы серебряные вилки и скрепила две из них крест-накрест с помощью резинки от бигуди. Держа это крестообразное оружие пред собой, вышла в комнату. Там никого не было, но в воздухе ощущалось какое-то движение.

Тогда я стала размахивать крестом вокруг себя. И в какой-то момент он - вот ведь ужас! - зацепился за что-то. Но там была пустота. Послышался треск разрываемой ткани, и на пол упало несколько капель крови, которые, правда, тут же растаяли, не оставив следа.

В этот момент я, очевидно, потеряла сознание. А когда минут через пять очнулась, лежа на полу, у меня дико болело все тело и кружилась голова... Больше в моем доме никогда ничего подобного не происходило".

Судьба иной раз любит устраивать озадачивающие шуточки. Живет на белом свете такой человек - Игорь Винокуров, известнейший современный исследователь аномальных явлений, автор целого ряда книг о них. Винокуров - мой большой друг. Мы часто встречаемся с ним, обсуждаем загадки мира Неведомого, Запредельного, будучи не просто добрыми друзьями, но и соратниками по исследованиям аномальных явлений.

Так вот, шуточка судьбы, нас с Винокуровым малость забавляющая и в то же время озадачивающая: мы с ним не просто соратники по исследованиям, но к тому же еще и... соседи! В многомиллионной Москве с ее гигантской по площади территорией Игорь Винокуров волею судеб проживает в доме, соседнем с домом, в котором живу я... Что это? Игра слепого случая? Или же все-таки одно из странных "совпадений", подстроенных для нас с ним Неведомым... ну, допустим, ради того, чтобы мы с Игорем почаще встречались, обменивались информацией, мыслями, идеями?

Одну из своих книг И. Винокуров начинает рассказом о том, как его супруга узрела собственными глазами... двойника своего мужа. Винокурова тогда не было в Москве уже несколько дней. По каким-то делам он пребывал в отъезде.

3 марта 1995 года его жена, шествуя из кухни по коридору квартиры, поравнялась с открытой дверью, ведущей в персональный рабочий кабинет Игоря.

- И невольно остановилась, увидев меня там, - рассказывает И. Винокуров. - Дверь в квартиру расположена рядом с кухней, и мой приход никак не мог остаться незамеченным. А между тем я стоял молча возле письменного стола, слегка склонившись над ним, уже в своей обычной домашней одежде, и был виден со спины... Обознаться было невозможно. Это явно был я, своей собственной персоной, из плоти и крови. Как говорится, живее всех живых!

Спустя несколько секунд двойник Винокурова растаял в воздухе.